Александр Журба (alexjourba) wrote,
Александр Журба
alexjourba

Category:
  • Mood:

Город Эдирне (Hadrianopolis) - Мечеть Селимие (Selimiye Camii)

IMG_1292_DxO

Я в комментах у agritura и a_barhin рекламировал Эдирне (Адрианополь). Это фантастическое место!
Попробую, наконец, начать рассказ о своей поездке в этот великий город. Правда, это было давно, 18 мая 2007 года.
В этот день, я и моя подруга Владька, читавшая на тот момент лекции по городскому стратегическому планированию в Marmara Technical University, приехали из центра Стамбула на автостанцию Эсенлер-Байрампаша, с намерением добраться до Эдирне.


Доехать до вокзала элементарно - на местном метро от станции Ак-Сарай. А вот найти остановку автобуса оказалось не так просто, так как здание автовокзала, по хорошей турецкой традиции, по сути, было превращено в рынок. Пробираясь через лавки с обувью, одеждой и игрушками, мы попали во внутренний двор здания, где находились небольшие конторки частных компаний-перевозчиков.
Над ними кислотными желтым, зеленым или красным цветами были укзаны города или страны, в которые конкретная фирма везла народ.
Можно было поехать ну практически куда угодно (Прага, София, Кишинев...), но вот Эдирне был не особенно популярен - туда возили только две компании. Тем не менее, дойдя до конторы компании "Вулкан" мы достаточно быстро оказались в автобусе на Эдирне.
Нормальный комфортабельный автобус ехал до Эдирне 2 часа. В автобусе нас прикололи следующие вещи - практически обязательный разлив одеколона в руки каждого из пассажиров, параллельный просмотр двух сериалов + музыкальных клипов - причем один сериал был вполне себе сериалистый, второй был явно с армейско-юмористическим уклоном + а также проверка документов при въезде в Эдирне (город практически на границе с Грецией и Болгарией - в какой-то из Википедий так и написано - если вам надо из Эдирне в Болгарию, то можно дойти пешком до болгарской границы).
Автостанция в Эдирне находилась достаточно далеко от центра города, где-то в районе Фракийского университета.
Вообще сразу была заметна некоторая университетскость места - много молодежи, почти нет женщин в одежде "исламского типа", аккуратные дома в районах вне центра города...ну и неуловимая "цыганистость", что-то такое в глазах и движениях людей.
От автостанции до центра пришлось ехать на маршрутке - долмуше, достаточно неудобно, ибо много народа и не было понятно, где же выходить (в окно не видно).
Покрутив по районам, мало чем (с виду) отличавшихся от аналогичных, например, в Германии, автобус выехал на прямую дорогу к центру города, где мы и вышли.
Этот центр выглядел (с планировочной точки зрения) как развилка основной дороги из Стамбула на две других, одна из которых ведет в Грецию, а вторая - в Болгарию.
Но от развилки можно было увидеть то, ради чего едут сюда ценители архитектуры.

Мечеть Селимие, Синан (1568 - 1574 гг.)
2007-05-18 13-11-18 - P1030666_DxO

Находясь на небольшом возвышении, в окружении четырех устремленных в небо стройных минаретов, Селимие доминирует над остальными сооружениями в городе и одинаково хорошо видна со всех сторон. Снаружи, по периметру здания, расположены четыре минарета. Высота каждого - 81 м, все они имеют по три балкона. Внутри к балконам ведут лестницы, изолированные друг от друга. В комплекс мечети также входят два медресе.

Селимие - ближе и крупнее. Значимое отличие Селиние от Сулеймании - восьмигранный план основного объема.
2007-05-18 13-11-29 - P1030667_DxO

Правое крыло комплекса Селимие, галереи медресе
IMG_1293_DxO

Мечеть Селимие расположена на возвышенном месте, а ниже и дальше можно увидеть Эски Джами - Старую Мечеть (1414 г.)
2007-05-18 13-12-20 - P1030669_DxO

и, ближе к болгарской дороге, здание мэрии Эдирне с портретом Ататюрка (за ней видны минареты мечети "С тремя балконами")
IMG_1294_DxO

Понятно, что в первую очередь мы пошли в Селимие, причем с площади попасть в комплекс можно было через галереи, занятые, по традиции, базарчиком, в этот день не особенно многолюдным, но, зато с флагом "Фенербахче"
2007-05-18 13-15-31 - P1030670_DxO

IMG_1296_DxO

Наконец - дворик перед входом в мечеть, с фонтаном посередине и канавками в мраморных плитах (вода, стекающая по канавкам, испаряется и увлажняет воздух дворика) + поливают дворик дополнительно. Галерею внутреннего двора венчают 16 куполов, поддерживаемых 18 колоннами.
IMG_1297_DxO

2007-05-18 13-16-54 - P1030671_DxO

Тут, наверное, самое место рассказать о моих впечатлениях о мечетях вообще (возможно, только об османских мечетях, но они наиболее "целостны" что-ли).
Мечеть - на мой взгляд, совсем не похожа на христианский храм. То есть это очевидно, но ведь в истории мы видели как переделывание мечетей в храмы, так и храмов в мечеть, а также смешанные стили зданий, в которых идеи мечети и храма смешивались.
Но! Храм все-таки (в определенной мере) некоторый зрительный зал, театр.
А мечеть - это место медитации и место встречи людей, единых в этой медитации. Общественное место, доступное каждому - причем - доступное в большей степени, чем пространство храма, более демократичное и, в то же время - более.... близкое к месту проведения парадов НСДАП.
Шоу в мечети смотрят - но (опять же как мне показалось) только женщины (ну и султаны, наверное). Для них, поэтому, строили отдельное помещение...но это, опять же такой вроде-как архаизм.
Опять же, "имперские" мечети - это всегда некий комплекс сооружений. Человек не может входить в зал для медитации не подготовленным, поэтому для людей имеются бани, "зоны отдыха", места для омовения ног и так далее...
И - все-таки мечеть - это еще и общественное пространство, городская площадь, место встречи. Ведь намаз - только 5 раз в день, а люди в мечеть заходят постоянно. Сидят на полу, беседуют в пол-голоса, дети (и девочки до половой зрелости) в ярких одеждах бегают по всему залу. В холод в мечети тепло, в жару - прохладно.
И вот теперь я искренне восхищаюсь идеей мечети! А в мечетях Синана чувствуешь еще и удивительную соразмерность структур, пропорции сооружения...это чувство трудно, конечно, передать фотографиями.

Входя внутрь мечети, сразу видишь купол.
Огромный купол мечети (диаметром 45 м) покоится на 8 массивных пилонах (2,23 м в диаметре), расположенных по кругу. В результате пространство внутри мечети кажется безграничным. Еще более совершенным, по сравнению со стамбульскими мечетями, оказалось освещение, эффект которого усиливался за счет великолепных витражей.
IMG_1298_DxO

2007-05-18 13-30-10 - P1030673_DxO

А основное пространство можно охватить глазом только с балконов-хоров, которые, по идее заимствованные из структур Айя-Софии, не играют роли "хора" христианского храма, а представляют собой дополнительное место для молитвы.

2007-05-18 13-30-19 - P1030674_DxO

Пространство вокруг михраба, а также султанская галерея отделаны великолепными изникскими изразцами. Справа от михраба, перед одним из пилонов, находится великолепный минбар, шатер которого украшен фаянсовыми плитками тончайшей работы. Непосредственно под куполом, на 12 мраморных колоннах покоится возвышение для муэззина. Под ним находится маленький фонтан.
Очень нетривиально, только в Селимие такое видели.
2007-05-18 13-30-33 - P1030675_DxO

Ритм бело-красных арок, надписи на красно-кирпичном фоне и бело-голубая полоса девизов.
IMG_1299_DxO

Султанская ложа с резной преградой
2007-05-18 13-41-40 - P1030679_DxO

Два элемента декора на хорах (мысленно сравниваю с аналогичным декором Айя-Софии)
2007-05-18 13-38-39 - P1030677_DxO

2007-05-18 13-38-50 - P1030678_DxO

Выйдя из дворика, мы обернулись на его портал
IMG_1302_DxO

IMG_1303_DxO

А дальше обошли здание мечети по парку
2007-05-18 13-46-43 - P1030682_DxO

2007-05-18 13-47-02 - P1030683_DxO

Увидели основание минарета
2007-05-18 13-49-49 - P1030685_DxO

И сам минарет, снизу
2007-05-18 13-49-12 - P1030684_DxO

Наконец, обернулись на Селимие, спускаясь к Эске Джами
2007-05-18 13-53-14 - P1030687_DxO

И уже у дороги увидели памятник Синану - Мимар Кожда Синан (1490-1588).
Причем мимар - это архитектор, а кожда - ходжа, совершивший хадж.
Поэтому, имя здесь написано только одно - Синан. И я его очень хорошо запомнил!
IMG_1305_DxO

Tags: 2007, турция, эдирне
Subscribe

  • Дубровицкие Папаевы

    Большая коллективная фотография (1954 год?) 1 ряд - Анатолий Алексеевич Папаев, Валентина Семеновна Ланкина-Папаева, Роза Степановна…

  • 52

    Опубликовано в DW - https://alexjourba.dreamwidth.org/314744.html

  • Папа и Хар

    Харальд ушел на радугу 8 лет как, а папа - примерно в ту же сторону - всего 1 год назад. Помню. Думаю, что без них я был бы совсем другим. Это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Дубровицкие Папаевы

    Большая коллективная фотография (1954 год?) 1 ряд - Анатолий Алексеевич Папаев, Валентина Семеновна Ланкина-Папаева, Роза Степановна…

  • 52

    Опубликовано в DW - https://alexjourba.dreamwidth.org/314744.html

  • Папа и Хар

    Харальд ушел на радугу 8 лет как, а папа - примерно в ту же сторону - всего 1 год назад. Помню. Думаю, что без них я был бы совсем другим. Это…