?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Монастырь Студеница (Манастир Студеница)
ikari
alexjourba
1. Вид монастыря Студеница со склона горы


Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) - очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы - левого притока реки Ибар - главного "водного стрежня" государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава - а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.


Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице "королевскую" церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря


3. Вход в монастырь, ворота реконструированы


Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии - Успенская в Студеницах - вид с востока, апсида с резным окном


5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея


6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован


7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены


8. Грифон


9. Волк?


10. Лев (по "ломбардскому типу") с базой для колонны на спине


11. Богородица с ангелами


12. Резьба с орлом и гарпией


13. Резьба с кэльпи и грифами


14. Святой "под карнизом" портала, благословляющий вход в храм


Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год - к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так - начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

15. Тайная вечеря - фреска в экзонартексе, 14 век?


16. Христос учит иудеев и фарисеев - фреска в экзонартексе, 14 век?


17. Суд Пилата - фреска в экзонартексе, 14 век?


18. Поругание Христа - фреска в экзонартексе, 14 век?


19. Общий вид наоса - на западной стене - Распятие


20. Распятие - середина 13 века


21. Распятие, Богородица, фрагмент - середина 13 века


22. Распятие, Иоанн, фрагмент - середина 13 века


23. Ктиторская фреска - Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма - начало 13 века


24. Ктиторская фреска - Св.Савва Сербский - начало 13 века


25. Св.Савва Сербский - пилястра, середина 13 века


26. Евангелист Матфей - паруса, середина 13 века


27. Царь Давид - своды над алтарем, середина 13 века


28. Богородица афонская - начало 13 века


29. Резное окно апсиды


30. Перспективный романский южный портал


31. Фрагмент резьбы южного портала 1


32. Фрагмент резьбы южного портала 2


33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца


34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?


Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница - вид с северо-запада


36. Церковь Иоакима и Анны - вид с юго-востока


37. Наос храма Иоакима и Анны


38. Введение Марии во храм - начало 14 века


39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица - начало 14 века


40. Успение Богородицы? - начало 14 века


41. Рождество Богородицы - начало 14 века


42. Ктиторская фреска - Христос, Св.Иоаким, Богородица - начало 14 века


43. Ктиторская фреска - Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида - его жена - начало 14 века


44. Св.Петр? - начало 14 века


45. Распятие - начало 14 века


46. Воскресение и сошествие во ад - начало 14 века


47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)


48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)



Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах - это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно - местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок - на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/165344.html

  • 1
Здорово, спасибо! Год назад фрески Успенского храма реставрировали, и нас только после уговоров туда впустили. Как, поновили фрески центральной части (они были все в "пробоинах" от древних ещё попыток их сбить ради записи новыми)? И нам там снимать не разрешили - только в церкви Иоакима и Анны. Мне там фрески запомнились больше: помню и Рождество Богородицы, как кормилица (?) пробует воду - годится ли для купания? Очень рада, что увидела это в хорошем разрешении.
В Студенице ещё монахи весьма разговорчивы.

Пожалуйста, надеюсь, вы заметили, что можно по клику посмотреть оригинальный кадр)
Фрески, конечно, поновленные и поновление продолжается. И да, цикл в церкви Иоакима и Анны мне тоже больше запомнился.
Надеюсь, что мне удалось более-менее естественно передать цвет и детали фресок - это мой первый опыт в их массовом фотографировании и обработке фотографий.
Есть еще сайт с фото фресок Успенской церкви.

Да, цвет натуральный, что хорошо - на сербском сайте все цвета перевраны

Нет слов!!!! Спасибо.

Да, монастырь впечатляющий)
Пожалуйста!

Резьба и фрески прекрасные.

(Deleted comment)
Да, сразу не рассмотрел. Исправлю.

  • 1