Previous Entry Share Next Entry
Крепость Ичан-Кала в Хиве (Ichan qalʼa, Xiva)
ikari
alexjourba
1. Зубец стены Ичан-Калы


Начиная рассказывать о Хиве, я не могу не дать ссылки на посты уважаемых товарищей-по-жж, которые, правда лишь отчасти, повлияли на решение туда поехать.
liseykina - 1, 2, 3 cr2 - 1, 2 cheger - 1 - в этих постах много отличных фотографий!
Карты по Хиве я брал - здесь

Но я увидел Хиву несколько не так, как те люди, на которых я сослался выше.
Думаю, что это было связано и с тем, что мы там оказались "не в сезон". Вернее сказать - незадолго до начала сезона. Деревья стояли без листьев, только начал зацветать вяз, трава была еще пожухлой и дети, готовясь к Наврузу, украшали сцену не реальными цветущими ветками абрикоса (то бишь урюка) - а их макетами из ветвей и цветной бумаги.
В этом году весна в Средней Азии затянулась и мой расчет на то, чтобы "увидеть цветущую пустыню" не оправдался - вероятно, что ее увидят те, кто поедет туда в апреле.


Ну и было еще несколько причин, по которым Хива не показалась мне таким уж идиллическим городом, как про нее пишут многие - беготня на работе перед отъездом, позднее (но по расписанию) прибытие самолета в Ургенч, своеобразный паспортный и таможенный контроль в Ургенче же (пройденный без проблем и обысков - но уж больно долго и сумбурно) и, наконец, ситуация с гостиницей в Хиве - та гостиница, в которой мы планировали остановиться, была закрыта вообще (не сезон!) а Малика-Хива, в которой мы оказались - была дороговата (ибо монополия в данный момент), а в номере было шумно.
Причиной шума оказалась газовая электростанция - практически все электричество в Хиве (необходимое и для отопления, ибо топят электрическим способом) получается при использовании дешевого местного газа. Но эти электростанции очень шумные (особенно в низких частотах) и тут надо бы применить шумоглушение - но никто этим не занимается, а ставят большие(!) станции во дворе и вот они так весь день и ночь...

В результате, 15 марта я был не очень способен на совершение каких-то сильно осмысленных экскурсий и мы отправились вдоль стен "внутреннего города", который в Хиве называется Ичан-Кала и включен в спиок мирового наследия ЮНЕСКО.

Карта Ичан-Калы со списком достопримечательностей (на английском) - я ориентировался в городе по ней (распечатал)


Ичан-Кала занимает территорию прямоугольной, в плане, формы, площадью около 30 га. Высота глиняной стены, окружающей поселение, достигала 8-10 м, толщина - 6-8 м, а длина - более 2200 м. Укреплённые стены Ичан-Калы с полукруглыми башнями по периметру обеспечивали надёжную защиту, в верхней части стены находилась стрельчатая галерея с бойницами и зубцами.
По центру каждой из четырёх частей стен Ичан-Калы располагались дарваза (ворота).


Такие стены - сложенные в своей основе навалом камней (если они есть), кирпичей, мусора - и обмазанные смесью тростника и глины - видимо очень архаическая форма крепостных стен - они кажутся не столько созданными по какому-то плану (хотя план был) а слепленными их песка и глины - какими лепят замки дети на пляже. И вот эта "детскость и простодушие" привлекает внимание больше всего.

Мы пошли вдоль стен от западных ворот Ата-Дарваза (напротив них была расположена наша гостиница) против часовой стрелки на юг.
В этот день мы решили не брать билеты "на посещение крепости" - в Хиве эти билеты продают как-раз в Ата-Дарвазе, действуют они два дня и стоят 30 тыс. местных сум (это около 500 рублей).
Почему - потому, что не собирались в дворцы, а в самой крепости живут люди и вход в нее свободный - только через другие ворота или через места, где стены нет. Правее Ата-Дарвазы, за памятником математику Аль Хорезми как раз есть такое место, стена тут снесена - равно как снесена стена и правее восточных ворот, Палван-Дарваза - у рынка и остановки такси.

2. Западные ворота Ата-Дарваза (Ota Darvoza), были построены в виде, близком к современному, в 1843 году, внутри было 43 торговые лавки и крытый базар – Чорсу, комната для сбора налогов (Божхона) и комната обмена денег (Саррафхана). Ворота были разрушены в 1920 году (в период борьбы с басмачами Джунаид-хана) и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975 году, высота ворот – 10 м, ширина – 4 м


3. Идем на юг - к стене пристроен достаточно новый (или обновленный) мавзолей, название которого найти не удалось


4. Юго-западный угол - достаточно большое кладбище - здесь есть склепы разного размера, в них только кости - аналогично могилам на Ближнем Востоке


5. Два мавзолея - через дорогу жилые кварталы


6. В стенах пробиты "лакуны" - прежде всего это места, куда вставляли опоры для лесов, по которым передвигались строители стены. Но, возможно, они же могли быть и бойницами. Хорошо виден состав материала стены - тростник и глина - саман


7. Так выглядит юго-западный угол Ичан-Калы. Желтые трубы - подача газа, проложены по воздуху, прямо через стену


8. Южные ворота Таш-Дарваза (Tosh Darvoza), построены в 1830-40 годах, перестроены в 1873 году. Это шестикамерное сооружение с двухкупольным проездом по центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с Каспийского моря. Размер в плане – 9,7х17 м; высота – 9,3 м


9. Стена Ичан-Калы у южных ворот (угловая башня полуразрушена)


10. Восточные ворота Палван-Дарваза (Polvon Darvoza) построены в 1804-06 годах. Через них караваны двигались к городу Хазараспу и реке Амударье, ворота использовались для размещения торговых лавок. Размер в плане: 51,76х17,5 м, большие купола – 5,2 м в диаметре; два маленьких купола – 4,5 м; лавки – 2,8х4,4 м. За ними расположен большой городской базар на который мы попадали с регулярностью.


11. Ворота Палван-Дарваза выглядят как «даш куча» (каменный коридор), вытянутый с запада на восток, фасады оформлены в виде арочных порталов, проезжая часть перекрыта цепочкой из шести куполов, а в боковых арках размещены торговые лавки, по две в каждой. Справа от ворот на выходе из Ичан-Кала до 1873 года был невольничий, базар, а в нишах ворот беглые рабы и мятежники ждали приговора. Здесь также оглашались ханские указы и совершались расправы над преступниками


12. Кажется, что этот внушительный (но кривой) портал (за куполом бань Ануш-хана - распознаваемых по работавшему когда-то металлическому котлу для воды)) также связан с Палван-Дарваза, однако это не так


13. Это медресе Аллакули-хана 1834-35, - первое из увиденных нами "близко" медресе


14. Вовнутрь (и даже во двор) этого медресе нельзя было зайти, оно, как и стоящие рядом с ним караван-сарай и крытый рынок имени того же Аллакули - были закрыты в ожидании сезона, когда там будет функционировать ресторан и сувенирные лавки


15. Северные ворота Багча-Дарваза (Bogcha Darvoza) также построены в 19 веке, их размер в плане: 18,0х16,0 м; высота – 8,5 м. От этих ворот начинается дорога на Ургенч, они ведут к "русской" части города


14. Вид северных ворот из Ичан-Калы


15. Подъем на стену, сделанный у северных ворот, позволяет закатывать на стены повозки с грузом


16. Так выглядит стена в северо-восточном углу Ичан-Калы


К юго-западной стене Ичан-Калы мы вернулись ближе к закату (надо же было использовать "режимное" фотовремя!) Нельзя сказать, что получилось что-то выдающееся, но смотреть, как глиняные стены меняют холодный, до серого, дневной цвет на теплый желтоватый, затем на оранжевый а после на какой-то серебристый - в полнолуние - было приятно.

17.


18.


19.


20.


21. Стемнело и взошла луна



Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/257832.html

  • 1
>>Такие стены - сложенные в своей основе навалом камней (если они есть), кирпичей, мусора - и обмазанные смесью тростника и глины

Неужели они останавливали врагов?

Стен было несколько рядов, со рвами и т.д. Ну и защищали большим числом воинов.
Но против артиллерии такие стены слабы, спасти может только толщина.

В Бухаре аналогичной конструкции стену (но несколько выше и толще) раздолбал Михаил Фрунзе в 20ых годах, до сих пор не починят)

>>до сих пор не починят)

У нас многое в стране с тех времен не починят!

Зубец из папье маше получился на первой фотографии. Для театральных декораций.
Забавный эффект от съемок "слишком близко, слишком подробно".

Ну так я и хотел это "папье-маше" показать))

У тебя получилось)
А мне все время хочется прижмуриться и увидеть в луже море.

Экзотика! А с кем ты ездил, с друзьями? Как вообще пришла в голову идея поехать в Узбекистан?

Я собирался туда довольно давно и хотел поехать именно весной а сама идея чуть ли не с детства - помню наборы открыток у бабушки были "Бухара" и "Самарканд". Но останавливала цена на авиабилеты.
Потом у меня (до 90ых) жили родственники в Ферганской долине в нынешнем Худжанде (это, правда, Таджикистан) - я к ним не ездил, но ездили мои родители с сестрой, были родственники в Исфаре, в Чимкенте. Вообщем идей почему поехать и что посмотреть у меня хватало.
А компания была небольшая - 4 человека (со мной вместе), народ с моей работы в основном.

потрясающе необычно и интересно
все, надо ехать

Тем временем я продолжу пропаганду)) http://alexjourba.livejournal.com/275617.html

Вчепятляет. Закатная серия понравилась, и портал наклонный.

Спасиб за комплимент)
Архитектура еще будет, не успеваю обрабатывать, все какая-то беготня.

Действительно, как будто ненастоящее всё. И монохромность эта мозг выносит напрочь)

Снимки не очень приятно обрабатывать из-за такого цвета, это ты точно заметила...

  • 1
?

Log in